+38 (044) 232 59 31
+38 (056) 797 59 06
[email protected]
г. Киев, ул. Бориспольская, 9

Медальерное искусство Германии

Выпуск медалей обычно приурочен к каким-либо историческим вехам или общественным мероприятиям. Власти не скупятся, чтобы заказать медаль и увековечить в металле исторические события, например: мирный договор, государственный визит, королевский юбилей или открытие всемирной выставки. Однако медали, посвящённые Первой мировой войне,выполнялись художниками без одобрения правительства. Они, как спонтанный ответ на страшные события, о которых люди ежедневно узнавали из газет или радио.

Изготовление медалей на заказ, по поручению правительства, толкало мастера на своего рода пошлость в традиционном стиле, где показывается профиль немецкого солдата в шлеме над латинской надписью "Dulce et Decorum est" (Сладка и прекрасна за родину смерть). Медальеры пытались передать прямое выражение человеческого горя, через образ солдата на коленях над могилой упавшего товарища. Другие выражают ненависть или презрение к врагу, но большинство из медалей «говорят» о жалости войны, а не о пропаганде агрессии.


Как только пришло осознание масштаба бойни - немецкие художники обратились за вдохновением к средневековому изображению, связанному с чумой. В традиционном сказании "Пляска смерти", фигура скелета сметает всю человеческую жизнь, от царя до нищих. В одной из самых известных медалей, художник адаптирует изображение в условиях войны. Скелет ведет свой взвод пехотинцев к неминуемой гибели, словно крысолов, ведущий детей из Хамельна - только здесь, войска тащиться к тому, что предопределено судьбой, они сталкиваются со смертью.

Но даже эта степень абстракции, должно быть, была недостаточной, чтобы выразить разворачивающийся ужас: большинство художников пытались избежать аллегории и символизма, чтобы показать на медалях вместо этого разбитые города, торпедированные корабли и разрывы снарядов. В этих знаках «Смерть» не показана чем-то аморфным, невидимым, выполненным в образе скелета, напротив смерть конкретна и четка в своем проявлении: приходит, как результат утопления, бомбардировки и пули.

Как будто в подтверждение, что авторам приходится создавать  медали за свой счет, а не изготовить по заказу властей - их художественная манера. Художники, разработавшие медали, пытались избежать помпезности неоклассицизма в пользу экспрессионистского преувеличения и выразительности искажения.

Вместо четкой детализации, гладкой отделки поверхности и исполнения в цветном металле, которых легко можно добиться, в случае изготовления медалей на заказ промышленным способом, большинство медалей отлиты из железа. В мирное время медальеры, несомненно, использовали бы бронзу, но так как металл был необходим для пуль, они обходились железом. Результаты выглядят незавершенно, с мягкими краями, и это, дает им актуальность последних событий. Художественное качество не высоко. Большинство из нас не будет знать имена художников, которые сделали медали, но общее впечатления от этого этапа в медальерном искусстве Германии необычайно сильно и впечатляюще. Это можно уверенно назвать "Другая сторона медали", а также обратная сторона истории.

Первая мировая война зародила собственный художественный стиль, который применялся для производства медалей в Киеве, в Петербурге, в Париже и по всей Европе, столкнувшейся с ужасами кровавой бойни. Художники содрогнулись от того, что их окружало и пытались выразить эти эмоции в своих трудах. Пусть художественная цена медалей не велика, однако они - безмолвные напоминания о тех днях.


  Статьи